• gazeta-venev@tularegion.org

  • 301320, Тульская область, г. Венев, ул. Володарского, д. 11 (второй этаж).
  • +7 (48745) 2-55-87
 
Долги наши тяжкие… 20.12.2020 11:50:00

Долги наши тяжкие…

Постулат о том, что берешь чужие, а отдаешь свои, лучше всего могут прочувствовать заемщики всевозможных кредитов. Ну а уж впереди других идут те, кому докучают коллекторы. Есть ли управа на людей, которые названивают должникам? Куда обращаться за действенной помощью? И как уберечь себя от контактов, которые приносят душевные страдания? 

На наши вопросы ответила Елена Юрьевна Щербакова, начальник отдела правового обеспечения и ведения Госреестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности регионального Управления Федеральной службы судебных приставов России. 

Уважаемый! Мы вас не уважаем!

- В понимании общественности коллекторы - это те, кто звонит и выбивает долги. А по факту - это организации, которые включены в Государственный реестр и занимаются возвратом просроченных задолженностей. В Тульской области действует только одна реестровая компания. Как правило, такие агентства ведут себя вполне миролюбиво, ведь за нарушения закона, то есть за превышение количества звонков и сообщений, за оказание психологического давления на заемщика предусмотрено серьезное наказание: исключение из Госреестра. А основная масса обращений, которые поступают судебным приставам, как раз - на действия микрофинансовых организаций, которых в области достаточно много, но в Госреестре они не состоят. 

Реестр таких кредитных организаций ведет Центробанк, именно он вправе решать судьбу каждой компании. Ну, а приставы могут только привлечь к административной ответственности, ведь по сути микрофинансовые организации при взаимодействии с кредиторами также обязаны соблюдать закон. 

- Это что, правовой провал? 

- Я бы так не сказала. Цель кредитора - выдать кредит и получить проценты. Спрос рождает предложение. Но если клиент, соглашаясь с условиями финансовой организации, затем пытается уйти от возврата, эта организация имеет право вернуть просроченную задолженность. Это требование закона. 

- Кто же вправе взаимодействовать с должником? 

- Это либо кредитор, либо коллекторская организация. По закону, и те, и другие имеют право напоминать о просроченной задолженности: звонить должнику не более двух раз в неделю, посылать не более четырех сообщений посредством сети интернет, могут даже прийти в дом и напомнить в личном общении или прислать письмо по почте. По сути, этого достаточно, чтобы человек вспомнил о долге и вернул его с процентами. 
А те обращения, которые поступают к нам, уже приходят от людей, которые столкнулись с превышением разумного: бывают случаи, когда заемщики приносят детализацию, а там порядка 40-50 звонков с одного номера! Сообщения, которые отправляют такие «коллекторы», воспроизвести я бы постеснялась. Там сплошная нецензурная лексика во всех грамматических формах русского языка. Не матерщина - только предлоги и союзы… 
Вполне понятно, что в таком случае обязательно наступает административная ответственность. Но здесь нужно четко понимать: без взаимодействия с самим должником положительного решения проблемы не будет. Мало написать заявление в службу судебных приставов и сообщить, что в ваш адрес поступает огромное количество звонков с угрозами или неимоверное число сообщений. Надо приложить доказательную базу: ту самую детализацию звонков, копии скрин-шотов сообщений. Сами мы, обратившись к сотовым операторам, не получим эту информацию, ведь в ней содержатся персональные данные. 

- Елена Юрьевна, люди иногда жалуются, что коллекторы приходят домой, к примеру, к бабушке, у которой проштрафился внук, и портят ей входную дверь, пишут всякие гадости, поджигают дермантин. 

- Я слышала о таких случаях, но в моей практике такого не было. Здесь напрашиваются две версии: либо пострадавший не обратился в правоохранительные органы, либо коллекторы имеют понятие, что порча имущества - это серьезное обвинение, и просто действуют другими способами: давлением посредством телефонной связи: сообщают должнику, мол, мы позвоним твоей матери, твоей жене, будем третировать соседей, коллег… 

Лучшая профилактика долгов - чтение!


- С чего начинается работа приставов? 

- Первым шагом по каждому обращению становится установление связи с заявителем. Для проведения административного расследования нужно понимание, что к тебе за помощью обратился реальный потерпевший. При встрече мы вместе читаем его кредитный договор, а таковых может быть тридцать. И если все они просрочены, нет ничего удивительного, что каждый кредитор законным способом оповещает человека о задолженности, а в общей массе звонки и сообщения превращаются в настоящую какофонию. 

- Выходит, что часть должников просто безответственно относится к своим обязательствам? 

- Более того, часть должников уверена, что мы поможем им списать долги! Нередко приставы проводят проверку, и выясняют, что многие заемщики просто не читают договор, который подписывают, не уточняют, под какие проценты и на какой срок берут кредит. Особенно это касается интернет-займов. Люди пишут в заявлении, что хотели бы получить кредит на 30-60 дней, а по факту им оформляют на семь дней. Договор еще не распечатан и не прочитан, а заемщик уже дает согласие! А потом оказывается, что кредит дали под 365 процентов годовых… 

Проверяя заявление, мы понимаем, есть ли состав административного правонарушения, то есть работаем с истцом, с оператором сотовой связи, с предполагаемым ответчиком, и, если данные подтверждаются, мы четко видим, что закон нарушен, составляется административный протокол и передается для рассмотрения в суд. Причем, без разницы, кто перед нами: коллекторская организация или микрофинансовая. 

В этом году к нам поступило 184 обращения, 160 из них - это жалобы именно на микрофинансовые конторы. Разница в наказаниях тех или других - только в размере штрафа. Для реестровых - от 50 тысяч до 500, для микрофинансовых - от 20 тысяч до 200. За всю историю ни одна организация не подвергалась самому крупному штрафу. А вот из Госреестра - исключались за неоднократное нарушение законодательства. 

- Елена Юрьевна, что будет, если ответчик не явится в суд?
 
- Это достаточно частое явление, ведь в Туле действуют микрокредитные организации, которые зарегистрированы в других городах: Москве, Ростове, Красноярске. Как показывает статистика, те, что имеют регистрацию в Туле, работают далеко за ее пределами. Но это совершенно не влияет на результат. Решение все равно будет вынесено. 
По результатам работы за девять месяцев в законную силу вступило 17 решений судов, в общей сложности взыскано штрафов на сумму порядка 820.000 рублей. 

- Насколько действенными бывают штрафы в отношении микрофинансовых организаций? 

- Для всех по-разному. Есть те, которые потом долго не фигурируют в новых административных делах, а есть постоянные «клиенты». Их, к счастью, не так много. 


- Что вы посоветуете тулякам, которые пользуются или собираются воспользоваться услугами организаций, выдающих деньги за час? 

- Прежде всего, нужно хорошо подумать, стоит ли брать такие кредиты, будет ли у вас возможность вернуть деньги по договору. И если вы решили воспользоваться услугой, читайте внимательно этот договор. Бывает так, что человек просит 100 тысяч, ставит подпись или отсылает сообщение с подтверждением, а ему на руки дают 30 тысяч, потому что остальную сумму сразу вычли как проценты, как страховку; взяли за обслуживание личного кабинета на интернет-сайте, за сертификат медицинской интернет-поддержки - да-да, бывает и такое… И только тут клиент понимает, что отдавать придется сотню, да еще и с процентами!  А через неделю он уже должен не сто, а двести тысяч! Ему начинают трезвонить кредиторы, и человек полагает, что это настоящее домогательство… 

- Можно ли как-то оспорить случившееся? 

- Мы не проверяем законность сделки, выдачи кредитов, начисления процентов, это прерогатива суда или Центробанка. Мы также не может говорить о вменяемости клиента, не проверяем основания, по которым заемщик взял кредит. Мы разбираемся с последствиями. Иногда бывает достаточно объяснить, что по истечению четырех месяцев после образования задолженности человек вправе написать письменное заявление и отказаться от взаимодействия с кредитором. Добросовестная организация примет этот отказ и перестанет звонить по телефону. Но это не значит, что кредит спишут. Просто станут направлять письма по почте или передадут дело в суд. 

- А что делать, если заемщик взял кредит и указал в контактных данных другое лицо? Или не пользуется своей сим-картой, и она перешла к другому гражданину, который не имеет понятия о кредите? 

- В данном случае гражданин должен сказать кредитору, что телефон зарегистрирован на другого. И этот отказ от третьего лица должен быть принят. 

Если у вас есть вопросы по контролю за деятельностью лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, вы можете связаться со специалистами УФССП России по Тульской области по телефону: 8-(4872)-35-06-04,  либо обратиться  в интернет-приемную  на сайте r71.fssp.gov.ru.

Людмила ИВАНОВА




Возврат к списку

Написать в редакцию