• gazeta-venev@tularegion.org
  • 301320, Тульская область, г. Венев, ул. Володарского, д. 11 (второй этаж).
  • +7 (48745) 2-55-87
 
100 лет архивной службе России 01.06.2018 09:15:00

100 лет архивной службе России

1 июня 1918 года В. И. Лениным был подписан декрет «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР», заложившего основы принципиально новой организации архивного дела в нашей стране.

Согласно декрету, все архивы правительственных учреждений ликвидировали, как ведомственные учреждения, а дела и документы образовали в единый Государственный Архивный фонд. Подробнее об истории архивов читателям газеты рассказала директор муниципального казенного учреждения муниципального образования Веневский район (МКУ МОВР) «Архив» Александра ПЕРСИЯНЦЕВА.
- За весь период истории архивные учреждения претерпели значительные изменения - меняли названия, подчинение. Вот некоторые данные по Тульской области: в 1918 году образован первый в Тульской губернии орган управления архивами и архивным делом - коллегия по делам музейно-архивного и библиотечного фонда при Тульском губернском отделе народного образования; в 1919 году было создано Тульское губернское архивное управление (Губархив); в 1938 году создано областное архивное управление; в 1962 году - архивный отдел Тулоблисполкома, в 1991 году - архивный отдел администрации Тульской области, в 2003 году - Комитет Тульской области по делам архивов, в настоящее время - архивный отдел министерства культуры Тульской области.

История создания в Веневском районе
Предположительно в 1923-1925 годы, о чем свидетельствуют документы Тульского областного архива, при Веневском уездном исполкоме был образован уездный архив, в котором работу по архивному делу осуществлял архивариус. В июле 1952 года образован районный государственный архив, заведующей назначена Зоя Пронякина. В то время архив занимал 2 комнаты нижнего этажа здания на Красной площади, в котором в настоящее время размещается музей. Зоей Дмитриевной была проведена огромная работа по приему документов ликвидированных сельских Советов, колхозов и совхозов. Организациям и учреждениям района оказывалась помощь в вопросах обеспечения сохранности документов, передаче на хранение в архив документов с постоянным сроком хранения. За 32 года работы в архиве Зоей Дмитриевной было принято более 17 тысяч дел, образовано 117 фондов. В мае 1969 года Веневским райисполкомом было принято решение о создании колхозно-совхозного архива. В должности заведующей назначена Антонина Панкратова. Она осуществляла прием документов по личному составу от колхозов и совхозов. За время ее работы принято более 5 тысяч дел, сформирован 131 фонд.
В 1985 году на должность заведующей районным государственным архивом Веневского райисполкома была назначена Анна Персиянцева.
В 1992 году на базе районного государственного и колхозно-совхозного архивов образован архивный отдел администрации муниципального образования Веневский район, возглавила архив Анна Персиянцева. Обладая хорошими организаторскими способностями, имея большой опыт работы, она умело осуществляла руководство архивом. Анна Валерьевна принимала активное участие в подготовке материалов к изданию книг «Венев: история и современность», Книги Памяти, «Солдаты Победы», сбором информации и формированием дел личного происхождения, связанными с войной, а также автобиографиями и воспоминаниями о родных и близких людях. За 27 лет работы в архиве Анной Валерьевной было принято более 14 тысяч дел.

Архивная служба в последние годы
В июле 2012 года постановлением администрации муниципального образования Веневский район образовывается муниципальное казенное учреждение муниципального образования Веневский район «Архив», в котором работает небольшой, но очень сплоченный коллектив - это Александра Персиянцева, Юлия Ерофеева, Юлия Черенкова, Елена Воронцова. Все они энергичные сотрудники, любящие свою работу.
В настоящее время в архиве на хранении находится более 39 тысяч документов, сформировано 330 фондов.
Крайние даты дел, находящихся в архиве: 1918 - 2015 годы.
В фондах содержатся: протоколы заседаний исполкомов районного, городского, поселкового сельских Советов; постановления и распоряжения по основной деятельности глав администраций района, города, поселка и сельских округов; документы, имеющие социально-культурное и историческое значение; документы, содержащие статистические данные; протоколы заседаний правлений и общих собраний членов колхозов, книги учета трудодней колхозников; приказы и расчетно-платежные ведомости предприятий, учреждений и организаций района; похозяйственные книги учета личных хозяйств; документы нотариальных действий. Фотодокументы, хранящиеся в архиве, дополняют и полнее раскрывают историю района. Документы личного происхождения содержат сведения об интересных людях района: автобиографии, воспоминания, вырезки из газет, почетные грамоты, удостоверения к награждениям.
Исполнение запросов - не единственный вид работы по использованию хранящихся документов. К юбилейным и знаменательным датам архивом организуются выставки документов не только в помещении архива, но и в здании МУК МЦБС, краеведческом музее. Готовятся подборки для статей в газету «Красное знамя», на базе архива проходят экскурсии с учащимися школ.

Вместо послесловия
И в заключение, хочется сказать, что идут годы, меняются названия и подчиненность архивов, законы, регулирующие архивное дело в стране, меняется и сама страна. Но во все времена остается главное предназначение архивов - собирать и хранить документы. В канун 100-летия Архивной службы России от всей души поздравляем сотрудников, ветеранов архивной службы, всех, кто связан с архивами, историей нашего района с предстоящим праздником. Желаем всем крепкого здоровья, чистого мирного неба, благополучия и творческих успехов.

Галина РУДАКОВА
Александра ПЕРСИЯНЦЕВА


Возврат к списку

Написать в редакцию